Ответы на вопросы по этимологии.


Здравствуйте, друзья! Мне радостно, что моя информация находит своих слушателей. И очень приятно, что мне стали задавать вопросы как знатоку по этимологии. Но вынужден, возможно, огорчить, что  я не являюсь специалистом в этой области. Я такой же интересующийся, как и все Вы. Просто мне удалось выявить некоторые особенности и закономерности в построении русских слов, которые пока еще никто не озвучивал. (По крайней мере, я с этой информацией нигде не сталкивался) И поэтому решил поделиться своими наблюдениями с интересующимися людьми. Если Вы обратили внимание, то многие вещи я не могу объяснить логически. Я лишь указываю на ряд  очень интересных совпадений, которые не вписываются в разряд обычных случайностей. Быть может, вместе мы сумеем дать разумное логическое объяснение всему тому, о чем я упомянул в своих лекциях.
Что же касается вопросов, заданных мне, то не смею оставлять их без ответов. Хотя, еще раз отмечу, что не  являюсь дипломированным специалистом в отношении русского языка. Но, если Вам интересно мое мнение, то я с радостью поделюсь.

Мне был задан вопрос об этимологии слов Шутка и Смех.
Признаюсь честно, никогда ранее не задавался этими вопросами, поэтому отвечаю честно: НЕ ЗНАЮ. Но можно подумать.

ШУТКА.

 Очевидно, что это слово произошло от слова ШУТ. А само явление шутовства происходит из западных традиций. (Король и Шут. У наших царей и князей шутов не было). Поэтому, думаю, есть смысл поискать этимологию этого слова в западных языках. К примеру, слово SHUT в английском языке имеет смысл закрывать. Русская версия шута – скоморохи (как я уже указывал в своей лекции) берут свое начало в древнем жреческом культе плодородия (ЖИТия (сравните ЖИТ – ШИТ – ШУТ)). Кстати говоря, как я уже указывал, в слове скоморох имеется корень МОР. Этот же корень содержится в слове Юмор. А само слово Юмор, скорее всего переиначенное русское слово уМОРа. Итак, скоморохи несли в народ СКРыТые (вот откуда пошло слово СеКРеТ), соКРоВенные (от слова сКРыВать) знания. И вот здесь мы вновь вспоминаем, что английское слово SHUT обозначает заКРыВать.
Может поэтому народная мудрость гласит, что в каждой шутке есть доля правды?
Вот такая моя версия. Может кто-нибудь что-нибудь добавит? Или исправит, если я ошибаюсь?

СМЕХ.

Слово Смех указывает на сам процесс, точнее реакцию организма на какие-то смешные явления. Процесс смеха у всех людей без исключения характеризуется особенным изменением дыхания. (Выдыхания воздуха). Поэтому, при рассмотрении этого вопроса, лично  у меня не возникает никаких других предположений, кроме лишь ассоциации с МЕХами, которые предназначены для нагнетания воздуха. А откуда появилось слово МЕХА? Вряд ли это связано с мехом животных. Скорее всего, это слово отображает звучание этого приспособления в процессе работы (МИ-ХА). Причем, при произношении слова Меха в большей степени выделяется второй слог ХА, а когда человек смеется, то он многократно произносит ХА-ХА-ХА.
У меня спрашивают о связи между словами Велес – Веление – Воля и Вол.
Скажу так. Связь в этих словах более чем явная. В своей статье (Язычество) в разделе, где я рассуждал на тему ВОЛны я обмолвился о том, что слова с корнями ВОЛ-ВЕЛ, а так же БОЛ-БЕЛ – это абсолютно другая не менее обширная, чем ВОД-ВЕД тема. Попробую вкратце кое-что об этом написать.
Разные исследователи «специалисты» по-разному трактуют сущность и значимость для русской культуры и мировоззрения такого божества, как Велес. Кто-то ограничивает его «сферу влияния» только лишь управлением домашнего хозяйства. Кто-то объясняет его название живущим в лесу (ВеЛЕС), а кто-то приписывает ему Высшие божественные качества. Лично я сторонник последних.
В своей лекции я указывал на связь таких слов, как ВеЛеС, СЛоВо, ВСеЛенная.
Материализация всего сущего из физического вакуума происходит посредством вибрации (колебания, ВОЛны), а слово – это и есть вибрация. (Помните: вначале было слово…) Поэтому, абсолютно все формы материи на земле и в Космосе – это изРЕЧенное СЛоВо Бога (РОДа). И именно связь таких слов, как ВОЛя, ВЕЛикий, ВЕЛикан, ВОЛхв, ВОЛшебник, БОЛьшой, БЕЛый и множество других слов с этими корнями дают мне право считать, что Велесу в русской традиции предписывались очень важные функции. Кстати говоря, я считаю, что часто употребляемое в русском языке понятие «БЕЛый Свет»(в смысле Яви, проявленном мире) указывает именно на Велеса. Предписывание Велесу бога материальных благ, скорее всего, происходит из понимания материализации посредством СЛоВа (ВеЛеСа), о чем я уже упоминал.
В скандинавских странах по сей день почитается имя Велеса. Только звучит оно несколько иначе: УЭЛс. Возможно отсюда происходят слова: УЭЛ (хорошо), all (всё), always(всегда). Возможно и АЛЛах (Всевышний) тоже происходит от русского Велеса.
У каждого бога в русском пантеоне были свои животные, которые, так или иначе, отображали собой свойства и качества тех или иных богов. Во многих сказаниях о Велесе его изображали с бычьей головой. Бык (ВОЛ).
Упоминая о БЫКе (ВОЛе, ВЕЛесе)(в своих статьях я указывал на версию того, что слово БОГ – это измененное слово БЫК), нельзя не вспомнить сказания о корове ЗЕМУН.  Корова – это КРОВь, соКРОВенность, жизненная сила. А имя ЗЕМун, возможно отобразилось в слове ЗЕМля и в названии еще одного животного Велеса – ЗМЕе.
Еще одно животное Велеса – это ВОЛК. Волки – самые почитаемые животные волхвов. В связи с взаимодействием волхвов и волков вспоминается интересная история, связанная с наиважнейшими событиями 20-го века. 28 ноября – 1 декабря 1943г. состоялась Тегеранская конференция большой тройки. Накануне, перед самой встречей трех лидеров мировых держав: США, Великобритании и СССР, Сталин провел отдельную встречу с Рузвельтом, потом отдельную встречу с Черчиллем, а на самой встрече диалог вели преимущественно Рузвельт с Черчиллем. Сталин же почти все время молчал, при этом в своем блокноте красным карандашом рисовал волчьи головы. Но это, как говорится, совсем другая история, и совсем другая тема.
Если вернуться к змеиной ипостаси Велеса, то интересно будет вспомнить ветхозаветную историю о змее, который был «самым умным зверем на земле». И именно змей «подтолкнул» Еву к познанию Добра и Зла. И недаром Велеса зовут богом мудрости. Христианские богословы, очерняя всех языческих богов, не случайно утверждают, что в змея вселился дьяВОЛ. Да и у Булгакова в «Мастере и Маргарите» вовсе не случайно ВОЛанд назван именно таким именем.

Следующий вопрос звучит так:

А что скажете насчет более приземленной версии Вода – водить – вести – обводить- приводить- переводить – переходить – вода – хода в значении движения, течения?
В отношение слов Водить, Приводить, Переводить… в смысле управления я в своей лекции говорил, что, согласно Достаточно Общей Теории Управления (см. http://dotu.ru/ )управление – это, прежде всего, передача информации (ВЕДы), даже если речь идет об управлении (вождении) какими –либо транспортными средствами. Водитель воспринимает объективную информацию из окружающей среды (направление дороги, состояние дорожного покрытия, погодные условия, показатели панели приборов и т.д., и т.п.) и на основании полученной информации оперативно реагирует на текущее состояние путем подачи команд транспортному средству (вращение руля, нажимание педалей или каких-либо кнопок). Отдельно можно рассматривать примеры вождения в составе команды (штурман – пилот, диспетчер – пилот, и т.д.) К вышеперечисленным словам можно добавить еще и многоговорящее слово рукоВОДить.
Слово Обводить имеет, как минимум, два разных значения. И они  так же связаны с управленческой функцией:
 1. Обводить или обвести кого-либо или что-либо вокруг чего-то.  (например, обвести стадо вокруг болота)
2. Обводить или обвести каким-либо предметом другой предмет для создания контура. (прим. Обвести мелом труп человека на месте преступления). В данном случае это слово становится синонимом слову очертить.
Слово Переводить так же имеет два значения. В первом случае это слово связано с управленческой функцией (перевести кого-либо, например, через дорогу). Во втором случае речь идет конкретно об информационной составляющей: перевести текст с одного языка на другой.
Как видите, все эти слова с корнем ВОД, ВЕД, ВЕСТ связаны с информацией.
А что касается перехода буквы В в Х в корнях ВОД – ХОД, то думаю, что такой переход маловероятен, хотя, все-таки возможен. Дело в том, что буква В относится к группе Б-П-В-Ф. А звук Ф в некоторых диалектах славянского языка звучит как ХВ. Так, например, мои родственники в одной из казачьих станиц на Северном Кавказе, которые до сих пор говорят «на балачке», произносят слово Дельфин – Дельхвин, а на фуфайку говорят кухвайка. Это один из вариантов выделения звука Х из буквы В-Ф.
Возможен еще вариант. В некоторых языках латинской группы тот же звук Ф пишется РН, например, телефон – telephone.
Возможно, вы спросите, каким боком здесь английский язык, если речь идет о русском. Отвечу: не знаю, но есть наблюдения, которые указывают на конкретную взаимосвязь. Есть очень интересный автор Драгункин. В его материалах я столкнулся с мыслью о том, что русское слово Палка изначально звучало как ПХалка. Т.е то, чем можно пхать (пихать)(от сюда же пошло слово пахать). От этого же слова происходит слово ПАЛец( или ПХАЛец). И именно от старой русской формы произношения этого слова (ПХАЛка) происходят латинские слова ФАЛос (PHALos) и ФАЛанг (палец). Таких примеров у Драгункина множество. Таким образом, мы видим, что в русском языке, по какой-то причине звук Х в приведенных примерах выпал из произношения, а в латинских языках преобразовался в звук Ф.
Так, что, переход звука В в Х в словах Вода – Хода, теоретически возможен. Но я бы не стал торопиться с выводами. Есть смысл более детально изучить этот вопрос.

Алексей Евланов.


1 комментарий:

  1. Добрый день, Алексей, благодарю вас за ответ! Как вы наверное поняли, я тоже интересующийся, и надеюсь, что не только мне, а вам и другим читателям-искателям тоже будут интересны этимологические изыскания в отношении этих слов. Ваши обьяснения довольно объективны, они подтолкнули меня к массе новых рассуждений и версий, (эффект дискуссии рождающей-приближающей к истине) но прежде чем их озвучить, я более детально изучу ваш ответ. Да уж, судя по всему наши предки действительно имели высоко духовное мировоззрение! Интереснейшая тема эта этимология!

    ОтветитьУдалить